Выбор названия нашему проекту, был очевиден сразу, Кунстштат!
Кунстштадъ. Такъ называется (въ Змѣингогор. р.), то мѣето, гдѣ находится большое гидравлическое колесо, служащее для выливки изъ рудника воды.
Григорий Спасский, Горный словарь, Часть I, 1841 год, стр. 220
Его название, история, тайны, судьба, были схожи нам по духу. Из всех объектов культурного наследия Змеиногорска, ни один не мог с ним сравниться.
Название сочеталось со многими известными нам словами тех времен. Кунсткамера, Кроншадт. Что интересно, Ветров Николай Алексеевич, краевед, главный маркшейдер Змеиногорского рудника с 1935 по 1965 год, Член Общества Охраны Памятников и Культуры, заслуженный пенсионер рудника, называл в своих трудах Кунстштат — Кунсткамерой. А вот во второй половине XVIII века, на чертежах и планах, Кунстштат стали подписывать без буквы «Д» — Кунстштадт.
Это уникальный Объект Культурного Наследия XVIII века города Змеиногорска. Который был скрыт от людей с 1914 до 1965 года под землей, и был случайно отрыт экскаваторщиком Анатолием Бараксановым. В 1973 году, благодаря современному виду его останков, получил несоответствующее его назначению название — Вход в Екатерининскую шахту. Только любовь к истории Змеиногорска, постоянные изыскания, помогли дать ему полное описание. Из двух Кунстштатов Екатерининский и Вознесенский, он единственный остался и рассказывает нам историю Змеиногорского рудника.
Само название Кунстшатат, произошло от двух немецких слов: kunst – искусство и stadt – место, город. Город мастеров, рудокопов, все это навевало на страну подземных рудокопов, «Семь подземных королей» — третья книга цикла «Волшебник Изумрудного города» Александра Мелентьевича Волкова.
Загадочная «Сибирская Чудь» жившая в древние времена у Змеевых гор, очень похожа на «Жевунов«, из его рассказов. Поиск загадочной страны «Шамбала«, проход в которую, по легенде, мог быть в глубине нашего рудника. Да и сам Александр Мелентьевич, просил назначить его учителем по математике или истории и географии в Змеиногорск.
… Служить желал бы ближе к родине, т.е. Змеиногорске Томской губернии, учителем по математике или истории и географии …
(ГАТО. Ф.126. Оп.2. Д.2517. Л.74 об.)
Это говорит о том, что Александр Мелентьевич знал о Змеиногорске, и возможно в его трудах, была частица нашего городка.
Останки Кунстштата были очень похожи на вход в этот подземный мир, в мир истории и легенд. В мир поиска и изучения. Да и само название очень редкое и необычное. Кунстштат, это самое уникальное, сакральное место в истории Змеиногорска. Восстановление его истории, это восстановление истории всего рудника, это основная наша цель. Если бы была возможность воскресить сам Кунстштат в его величественном облике, это могло привлечь внимание общественности к самому Змеиногорску, к его воскрешению. Благие дела, помогли бы стать ближе к загадочной стране.
Название историческому проекту было очевидно, Змеиногорский Кунстштат.
Меня зовут Аркадий Кондратенко. Я являюсь создателем и администратором народного, некоммерческого, исторического проекта на общественных началах «Змеиногорский Кунстштат«. Часто в своих статьях я пишу — «Мы«. Это потому что, весь этот проект стал возможен благодаря многим заинтересованным людям, без их участия этот проект не появился бы на свет. Самые главные участники проекта, это люди, которым близок и дорог их маленький городок, с богатейшей историей. Благодаря их комментариям, фотографиям, мы смогли написать «народную историю» Змеиногорского рудника и селения при нем. В 2017 году, к проекту подключился исследователь истории Змеиногорска, краевед, автор книги «Змеиногорский хронограф«, журналист местной газеты «Змеиногорский Вестник«, Станислав Семенцов. С этого времени мы вместе занимаемся сбором информации, исследованиями, опросами, пишем исследовательские статьи про Змеиногорск. Благодаря Вам, статей становится все больше и больше. Которых хватит не на одну хорошую книгу. Благодаря Вам, наши с вами стать попали в издания краевых исследователей.
Мое изучение Змеиногорского рудника и селения при нем, началось с моей работы в музее. В 2013 году был принят на должность научного сотрудника МБУК «Музей истории развития горного производства имени Акинфия Демидова« города Змеиногорска, Змеиногорского района, Алтайского края. В связи с тем, что я не имел профильного образования, в 2014 году был переведен на должность редактора электронных баз данных музея. По основной своей специальности я специалист Информационных Технологий, программист, на протяжении многих лет. Основная тема моего первого исследования и анализа, было связано с «Демидовским временем» на Колывано-Воскресенских заводах и появления рудника в Змеевых горах (1725 по 1745 года). Музей стал моим учителем и наставником в изучении и написании исторических статей. Написание экскурсий и проведение их по музею и самому городу, дали мне понять, что история Змеиногорска не изучена от слова «СОВСЕМ». Изучив труды XVIII начало XX веков, постоянные попытки «некоторых» современных историков переписать саму историю. Умалчивание событий, подмена понятий, допуски ошибок в своих научных трудах, несоответствие первичного документа с публикуемым документом историками, «перетаскивания одеяла» на себя, сделать сенсацию на пустом месте. Все это отразилось в моей первой исторической работе.
В 2015 году, два года моей работы в музее, превратились в первый научный доклад. Основная его задача, была отстоять дату рождения Змеиногорска — 1736 год, и доказать, что перенос даты на 1744 год, на основании одного «спорного» документа, не является основанием для «СЕНСАЦИИ». Так как 99 исторических документов говорили совсем о другом. Да и исторические справки историков, носят рекомендательный характер, а не как руководство к действию. Справка историка, не является юридическим документом для смены даты рождения города, для это есть целая юридическая процедура. Проще на въезде в город поставить табличку с датой рождения историка, который доказал историческую «несправедливость».
В 2015 году состоялось мое первое выступление на XVI Международном симпозиуме «Сохранение, изучение и воспроизводство культурного наследия Алтайского края». На Международной научно-практической конференции «Привлечение учащихся к выявлению, сохранению и популяризации культурного наследия» выступил с докладом «О достоверности в изучении и воспроизводстве культурного наследия». Где показал, как допускаются ошибки и делаются скороспелые решения историками. Это был мой первый опыт знакомство с историческим миром Алтая, России и зарубежья. Руководителем моей работы была Валентина Христиановна Смирнова, на тот момент директор Змеиногорского музея. Она научила меня, всегда показывать первоисточник, и не ссылаться на интерпретации «некоторых» историков. Как говорит мой любимый историк Аркадий Васильевич Контев, история — это факты и интерпретации. На своем опыте я понял, что второго на 80% больше в истории, чем истины. У некоторых есть желание, выдавать желаемое за действительное, и на этом делать сенсации. Это искажает саму историю, и люди начинают в нее верить. Так как она озвучена человеком, имеющим статус в историческом мире. Тогда я усвоил первый урок. Показывать оригиналы, а не труды современников и не делать скороспелых выводов в историческом мире. Не верить слепо современным историкам, перепроверять их материал.
2016 году на пост директора Змеиногорского музея, пришел Вагнер Петр Петрович. Молодой, перспективный, целеустремленный, по первой своей специальности преподаватель в школе, человек принесший новый взгляд в работу музея. Благодаря ему поменялась сама политика работы музея. Он стал более открыт для простых людей, мы открыли двери музейного архива для его изучения школьниками города и их учителей. Провели впервые «Ночь музеев», запустили аттракцион по чеканке монет. Музей стал разделять экскурсии для детей, взрослых, научных мужей. Петр Петрович впервые набрал полный штат музея, собрал большую дружную команду: Петр Вагнер, Аркадий Кондратенко, Наталья Горбунова, Римма Федорова, Анастасия Ярцева, Олег Беспалов. Благодаря ему и всей команде появился проект «Змеиногорский Кунстштат«. В этот период мы работали для души, а не для палочковой системы и отработки «муниципального задания», которое ни чего общего не имело с работой музея. Коллектив музея, совместно, проводил исследования «белых» и «темных» пятен в истории Змеиногорска. Наши познания полностью расходились с официальными версиями.
В музейном архиве, хранилось огромное количество фотографий и негативов, которые не имели описания и мы не знали, что на них изображено. Подавать такие фотографии, без описания, в Государственный каталог музейного фонда РФ, было бы глупо. Тогда нашей командой было принято решение, запустить во всех социальных сетях проект «Змеиногорский Кунстштат«. Разместить в нем цифровые копии фотографий и негативов, и попросить население дать им описание. Наибольшую оценку и обратную связь, проект получил в социальной сети «Одноклассники» (Сперва был создан личный аккаунт, потом он перерос в группу, но подписчики не стали переходить. Поэтому в каждой сети существует по два адреса. В случае утраты одного, проект будет жить на другом.).
Проанализировав все сети, мы поняли, что в «Одноклассниках» находится старшее поколение. Благодаря их знаниям, воспоминаниям, ностальгии, мы получили ответы на интересующие вопросы. Но люди стали задавать новые вопросы, присылать свои фотографии, просили продолжения, благодарили. Проект начал жить отдельной полноценной жизнью. Днем, я проводил экскурсии и оцифровывал материалы музея, ночью выставлял их в социальных сетях, на следующий день изучали ответы. Сотрудники музея изучив ответы, искали дополнения в фондах музея. Каждая фотография получила «душу», мы составляли грамотное описание, дополняли ее известными нам фактами и документами. И так, день за днем. За год, проект получил известность не только в России, но и за рубежом. К нам стали присылать запросы другие музеи и архивы. Люди присылали свои фотографии со своими комментариями. У нас набралось оцифрованного материала еще на один полноценный музей. Постоянный обмен информации с другими музеями и архивами, показал нам совершенно другую историю Змеиногорского рудника, и селения при нем. Проводя экскурсии докторам исторических наук из России и зарубежья, мы вступали в дискуссии, и узнавали много нового. Они помогали нам ответить на многие интересные вопросы. Благодаря им, мы находили новые интересные моменты. Это было творческое, интересное время. Время познаний и поиска.
Так же проект получил и противодействие, «негатив» со стороны «некоторых». Мол популяризация истории музея, это плохо, показ экспонатов с социальной сети бесплатно, это негативно сказывается на «карманном» бюджете учредителей, что история принадлежит «историкам», а не народу. Дважды требовали закрыть проект. Благодаря Петру Петровичу Вагнеру, проект выдержал нападки и продолжил свое существование. И самое главное, популяризация экспонатов музея не нарушала законодательство, тем более, проект публиковал большую часть материалов полученных за пределами музея. Мы считаем, что Петр Петрович вдохновил нас на этот проект, не мешал его работе, поддерживал нас. Благодаря ему родился этот проект в 2016 году. Благодаря ему, проект выжил первый год, иначе бы его закрыли.
В 2017 году, вся наша команда ушла из музея. Мы предвидели эти события. Создавая проект, мы его сразу вынесли за пределы музея. Он стал самостоятельным проектом. Имел собственную базу, исторические материалы. Люди продолжали задавать вопросы и присылать свои истории с фотографиями. Я создал для музея два сайта, оба были «уничтожены». Зная это, мы понимали, что если проект останется в стенах музея, его ждет та-же судьба. Я продолжил вести проект на уровне «хобби», по ночам, общаться с архивами и музеями. История Змеиногорска открывалась совершенно с другой стороны. Ее хотелось рассказать людям.
Было время, когда хотелось бросить проект. Он отнимает все свободное время, много сил и нервов, финансовые траты. Но поддержка людей, постоянные запросы и ответы, получение новых материалов, не давало это сделать. Проект стал работать совместно со многими музеями и архивами страны и зарубежья. Все это накладывало ответственность перед людьми. Хочу выразить огромную благодарность своей семье, за поддержку.
В 2017 году, я познакомился с краеведом города Змеиногорска, журналистом местной газеты «Змеиногорский Вестник«, Станиславом Семенцовым. Ему нужен был графический и исторический материал для его книги «Змеиногорский хронограф«. Мы начали обмениваться информацией, обсуждать собранный, выставлять исследовательские статьи друг друга и совместные. Мы стали совместно вести и пополнять проект. Это позволило сделать проект еще более интересным. Исследовательская работа Станислава «Змеиногорский хронограф», будет полностью отражен в разделе «Хронология» нашего проекта.
К нам стали обращаться школьники, учителя города и района за материалами для написания исследовательских статей для конференций по истории. Проект оправдал основную свою цель. Это сбор исторических материалов, для популяризации истории Змеиногорска и помощь молодым исследователям в изучении истории своей малой Родины.
Работа со школьниками открыла новую страницу в истории проекта. Исследовательская работа Дмитрия Обыденнова, «Усыпальница священно и церковнослужителей Змеиногорского Храма Преображения Господня» (на момент написания ученик Барановской СОШ), под руководством его учительницы Марины Сазоновой, и нашей помощью, получила высокие оценки на различных научно практических конференциях района и края. Это большой труд, который мы продолжаем вести по сегодняшний день. На нашем портале, Вы найдете его продолжение в разделе «Православие«. К этой работе подключились родственники Змеиногорских протоиереев, неравнодушные люди, работа выросла в отдельный проект. Который постоянно развивается и пополняется новыми фактами.
В 2023 году, нас пригласили выступить на педагогическом лектории «Актуальные проблемы современной науки и техники. Организация работы с одарёнными учащимися и молодежью». Я выступал с темой ««Змеиногорский Кунстштат» в жизни людей и юных следопытов (опыт одного исследования)«, Дмитрий в пятый раз презентовал сою работу «Усыпальница священно и церковнослужителей Змеиногорского Храма Преображения Господня».
Это вторая исследовательская работа Дмитрия выполненная под нашим руководством, первая была за год до этого, «Кунстштат Екатерининской шахты (вход в Екатерининскую шахту)«. В этой работе, Дмитрий полностью раскрыл ошибку в названии объекта культурного наследия, и дал четкое представление о Кунстштате. Эта работа так же получила высокие оценки Барнаульских историков.
Для нас, это был богатый опыт. Мы поняли, что проект нужен, что он востребован, что есть к чему стремиться. Мы продолжаем помогать юным исследователям в поиске темы к их исследовательской работе, сборе материалов, ее оформлении. Юные следопыты и их учителя, это двигатель любой краеведческой работы!
В 2023 году, мы участвовали в другом историко-туристическом проекте. «Змеиногорск Исторический«. Под руководством доктора исторических наук, профессора, директора Научно-образовательного Центра «Историко-культурное наследие Большого Алтая», Алтайского государственного педагогического университета Ольги Николаевны Труевцевой. Совместно с исследовательским коллективом: историка-исследователя Марины Александровны Целищевой, кандидата исторических наук Валерия Александровича Труевцева, руководителя Педагогического технопарка «Кванториум» имени П.К. Одинцова и Л.А. Одинцовой — Дениса Эдуардовича Вайцель и аспиранта кафедры историко-культурного наследия и туризма Алтайского государственного педагогического университета, педагога дополнительного образования, методиста Детского технопарка Алтайского края «Кванториум.22» — Беллы Александровны Вайцель.
В связи с необходимостью ускорения развития культурно-познавательного туризма в регионе Алтайская региональная краеведческая общественная организация «Наследие Алтая» предложила создание в г. Змеиногорске локальной системы информационного экскурсионного обслуживания. Проект осуществлён при поддержке гранта Губернатора Алтайского края.
Все памятники получили индивидуальные QR-коды, которые размещены не только на объектах осмотра, но и на специальных красочно оформленных картах города, официальных сайтах районной администрации, Музея истории развития горного производства имени А. Демидова г. Змеиногорска, организации АРКОО «Наследие Алтая» и др.
В процессе считывания информации с QR-кода при помощи индивидуального смартфона каждый посетитель объекта культурного наследия, любитель истории и краеведения, сможет выбрать для себя объём информации, соответствующий его познавательному запросу.
Но у проекта есть один большой минус, это его сопровождение. Мы хотели его взять на свое обслуживание, но ведение двух больших проектов, наполнение их информацией, отнимает очень много времени, сил, финансов. На нашем хостинге Вы найдете развитие «Змеиногорска исторического» в разделе «ЭКСКУРСИИ». Мы его дополнили, он стал более «живым», за счет постоянного дополнения историческими документами в разделе «БИБЛИОТЕКА», добавили и озвучили информацию, которая не вошла в проект. Работа с этим проектом подтолкнула нас к созданию собственного историко-туристического портала.
В 2024 году, в свет вышла книга «Алтай-родина железных дорог мира и России«. Эта книга, создана в соавторстве многих заинтересованных людей под руководством Андрея Павловича Маевича. Нам втройне приятно, что большая часть книги имеет исторические материалы, взятые и опубликованные у нас на проекте, а также наши исследовательские статьи. Мы уже имели опыт, что наши публикации и материалы публикуются в исторических журналах, статях исследователей, в независимых изданиях в России и за рубежом. Но эта книга дала нам понять, что все, что мы делаем, не зря. Это востребовано, нужно, полезно. Это дает нам новых сил для сопровождения нашего проекта. Книга сделана от души, это не только история Змеиногорска, Алтая, России, это прекрасный подарочный экземпляр, который будет интересен всем. Историкам, землякам, патриотам России, детям. В книге огромное количество иллюстрированного материала, выполненного на качественной бумаге. С электронной версией Вы также сможете ознакомиться на нашем портале, по ссылке или в разделе «БИБЛИОТЕКА».
Это прекрасный альбом. Нам очень приятно, что участники проекта «Змеиногорский Кунстштат«, наши статьи, фотографии, исторические документы вошли в этот проект. В этом альбоме есть уникальные фотографии и документы, которые публикуются впервые благодаря Андрею Павловичу Маевичу. В этот альбом вложена душа всей команды, благодарность нашим предкам, гордость за Алтай! Надеемся, что этот альбом, поможет учителям в школах при подготовке материалов о родном городе. И найдет своего благодарного читателя.
Станислав Семенцов
Алтайский край, г. Змеиногорск, Городской парк Имени 60-летия ВЛКСМ, вход в Екатерининскую шахту
И Вам надоело это всплывающее окно? Но согласно Федеральному закону «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ, мы обязаны Вас предупредить об использовании Cookies на нашем сайте. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться нашим сайтом, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookies.